В основе работы музея лежит поисково-исследовательская деятельность сотрудников и обучающихся. Согласно общепринятой практике, все предметы были атрибутированы и классифицированы. После того как музейный фонд был сформирован и подготовлены экспозиции, стала проводиться экспозиционно-выставочная и просветительская работа: организованы экскурсии, лекции, уроки, публикуются информация в СМИ о найденных музейных предметах, организуется участие в выставках и конкурсах по истории края.Часто на базе нашего музея проводятся мероприятия военно-исторического и краеведческого направления. Таким образом, музей стал центром воспитания и дополнительного образования обучающихся, обеспечивающий эффективность обучения не только профессионала, но и личности.
Деятельность музея осуществляется по нескольким направлениям:
- поисковая и научно-исследовательская работа с обучающимися;
- научно-методическая работа с педагогическим коллективом;
- проведение мероприятий патриотической, профориентационной и исторической направленности;
- сотрудничество с социальными партнерами: краеведческим музеем города, выставочным залом, Центром национальных культур, Советом ветеранов и др.
Таким образом, в процессе реализации проекта задействованы не только участники образовательного процесса, но и представители общественности.
В контексте военно-патриотического воспитания в течение нескольких лет мы сотрудничаем с Советом ветеранов: проводим встречи, беседы. Большая часть мероприятий проводится на базе музея. Экскурсии, выставки, встречи с ветеранами войны и труда, посвященные памятным датам, способствуют воспитанию у обучающихся уважения к старшему поколению, формированию чувства сопричастности ко всему, что происходит в обществе, ответственности за судьбу своей семьи и своей страны.Частые гости в нашем музее – педагоги. Музейные материалы помогают им готовиться к занятиям: интегрированным урокам с элементами краеведения, тематическим классным часам и др.
Работа над проектом способствует формированию навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся, развитию их творческих способностей и коммуникативных компетенций, интереса к истории и культуре своей страны и родного края.Музейная педагогика дает уникальную возможность объединить людей разных поколений, в том числе учителей и учеников. Одновременно музей является и центром духовной культуры.
Экспозиционно - выставочная деятельность (экспозиционная, экскурсионная, коммуникационная):В современных условиях музейная коллекция – это не только охраняемое достояние, но и активно действующая среда, которая оказывает влияние на процессы, происходящие в культуре и в обществе в целом. В центре этого влияния находится музей, а музейный предмет (экспонат) сочетает в себе две сущности: духовную и материальную. Можно выделить несколько свойств музейного предмета, определяющих его значимость: информативность (способность выступать в качестве источника, несущего информацию), репрезентативность (отражение характеристик действительности, получивших общественное признание), экспрессивность (эмоциональное воздействие, способность вызывать чувство сопричастности). Во главе всех видов и форм коммуникации лежит процесс восприятия. Его основа – непрерывный комплекс ощущений в пространстве и времени. Восприятие первично для человека, именно зрительское восприятие – наиболее важная и развитая для процесса познания система. Для правильного восприятия экспозиции необходимо ее правильно оформить.
Общение с подлинником в музее предоставляет исключительную возможность для самосовершенствования формирующейся личности, самостоятельного поиска ответов на вопросы в подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя и своих возможностей, формируются нравственно-эстетические идеалы, жизненные перспективы, активнее становится мыслительная деятельность, возрастает самостоятельность в суждениях, формируются личные убеждения и оценки. Они позволяют человеку самому мотивировать и контролировать свои действия, самостоятельно вырабатывать линию поведения, выражаясь в таких понятиях, как «честь», «совесть», «достоинство».
Очень важно для музейного педагога найти такие формы работы, которые были бы способны перевести из общечеловеческого плана в индивидуальный мир подростка такие понятия, как «добро», «справедливость», «терпимость», «гуманность». Единственно возможным методом для этого является диалог. Диалог как основа коммуникации, средство поиска истины и преодоления расхождений предполагает наличие общего языка общения.
Основной формой работы по реализации этой программы являются экскурсии, а затем коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее. Основной прием проведения экскурсий - демонстрационный, сочетающий показ экспонатов с комментариями экскурсовода.
Разработана программа подготовки экскурсоводов («Школа экскурсоводов»), включающая в себя занятия:
- экскурсия как традиционная форма работы музея: формы, структура, методы, приемы.
- практическое занятие: прослушивание экскурсии с последующим обсуждением.
- практическое занятие: разработка маршрута осмотра.
- подготовка экскурсии (конспект).
Составлена программа экскурсий:
- обзорная экскурсия (осмотр, текст)
- тематические экскурсии-беседы.
Для развития проекта необходимы контакты и обмен опытом с социальными партнерами. Для данного проекта актуальна деловая коммуникация с городским краеведческим музеем, выставочным залом, Центром национальных культур, музеем объединения «Воркутауголь», Советом ветеранов, музеями учебных заведений. Процесс социализации личности через музей – эффективная форма, требующая не механического усвоения материала, опыта, а творческой его переработки. Это становится возможным через саморазвитие, развитие исторического сознания, формирование воображения и фантазии, способности к творческой деятельности. Но не только накопление культурного опыта формирует и развивает коммуникативные способности обучающихся, очень важным является и опыт самопознания, раскрытие своего творческого потенциала.